Киев
Вспоминает Юрий Рыбчинский: "Вначале я написал драматическую поэму в стихах. Было шесть разных вариантов. А потом возникла идея сделать из поэмы рок-оперу. До "Белой вороны" я уже написал несколько мюзиклов, а для рок-оперы нужна была высокая тема. Я искал значительный персонаж. Самый высокий образец – Иисус Христос, но о нем уже есть мюзикл "Иисус Христос – суперзвезда". Я стал перебирать выдающихся личностей истории человечества, чтобы их имена были связаны с жертвой во имя высокой цели, и оказалось, что значительнее, чем Жанна д’Арк - никого нет. Эта юная девушка пожертвовала молодостью, не создала семью, пошла на смерть во имя того, чтобы Франция стала Францией. Подвиг Жанны д’Арк состоит в том, что в период Столетней войны самого понятия "нация" не существовало, а было понятие "народность". По сути, первой националисткой в мире стала Жанна д’Арк. До нее, если почитать зарубежную историю, французы правили Францией и Англией, а англичане – Англией и Францией. А простым людям было все равно, кто на престоле, на каком языке говорить... Возможно, не все знают, что Жанна из Лотарингии по крови, – немка. Впрочем, немцы и французы произошли от франков, а это – родственные нации. Еще до рождения Жанны существовала легенда, которую в начале Столетней войны озвучил Мерлин, служивший при дворе короля Артура. Он сказал, что пройдет несколько десятков лет и Францию погубит развратная женщина, а спасет – непорочная дева. Именно эта легенда поддерживала французов, верящих в победу над бургундцами. Жанне было всего 19 лет."
В вот в 1987 году киевский композитор Геннадий Татарченко сочинил рок-оперу "Белая ворона", посвященную судьбе Жанны д'Арк. Запись русскоязычной виниловой версии обещала стать проектом не менее масштабным и дорогостоящим, чем "Стадион" (Александра Градского). За Жанну спела Тамара Гвердцители, за ее жениха - Александр Малинин. Но даже эти имена не спасли от провала. Пока шла работа, накрылся медным тазом Советский Союз, а вслед за ним и фирма "Мелодия". Пластинка вышла небольшим тиражом и так затерялась в разноголосице ранних 90-х, что ее и поныне никто не додумался переиздать на современных носителях. Лишь отдельные фрагменты, вошедшие в репертуар звезд, дошли до широкого слушателя: "Пилигримы" А.Малинина, "Виват, Король!" Т.Гвердцители, и "Белая ворона" Валерия Леонтьева.
На родине автора опере повезло больше. Поставленная летом 1991 года на украинском языке, она превратилась надолго в своеобразную визитную карточку Ивано-Франковского театра. Наконец-то республика, где даже движение филармонических ВИА в течение почти десятилетия находилось в состоянии анабиоза, нашла, чем ответить на "Юнону и Авось"! Главное слово, которое в постановке звучит чаще других, шепчется, кричится, поется - "свобода". Даже в финале - там, где Алексей Рыбников бы в очередной раз пропел осанну возлюбленной паре, хор призывает всех любить свободу - единственное, что нас и делает всех людьми. Главная героиня показана как опередившая в свое время вестница будущего национального возрождения.
В записи альбома участвовали певцы:
Жанна д`Арк - Тамара Гвердцители;
Её жених - Александр Малинин;
Король Карл - Александр Жилинский;
Архиепископ Реймский - Виталий Белоножко;
Шут-Дьявол - Николай Караченцов;
Кошон - Юрий Рыбчинский;
1-й менестрель - Игорь Демарин;
2-й менестрель - Владимир Удовиченко;
Столетняя война - Таисия Повалий;
Кардинал Винчестерский - Александр Бондаренко;
Герцог Бургундский - Евгений Паперный;
Шлюха - Людмила Антоненко;
Торговка - Ирина Грей;
Святой Михаил - Владимир Кудиевский.
А также: Ольга Сумская, Наталья Сумская, Давид Бабаев, Григорий Махно, Николай Мозговой, Лидия Михайленко и Детский хор Украинского радио и телевидения.
Музыканты принимавшие участие в записи:
Геннадий Татарченко - бас-гитара, соло-гитара, акустическая гитары, клавишные;
Михаил Павлов - ударные;
Александр Клепов - клавишные, синтезатор;
Александр Кузнецов - соло-гитара;
Дмитрий Попичук - пан-флейта;
Геннадий Ивченко - саксофон;
Владимир Копоть - труба;
Константин Осауленко - ударные компьютерные;
и ансамбль струнных инструментов Эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио Украинской ССР.
По материалам статьи Олега Гальченко "Докричаться до небес (звезда и смерть советской рок-оперы)"
.
|