Харьков (Украинская ССР)
История группа "Отдел кадров" достаточна проста и берет начало в зимой 1988 года. Именно тогда, Сергей Кривуля – бывший лидер групп "Рок-Буфет" и "Катарсис", оставшись в гордом одиночестве, решил собрать новую группу с нуля, по принципу "был бы человек хороший, а играть – научим". Первый состав был, конечно, предельно беспомощным, так как затачивался под акустику, чтобы избежать поисков аппарата. Кстати, именно тогда в первый раз пришла на помощь старшему брату Наталья Кривуля, поначалу решив играть на бас-гитаре, вдохновленная образом Сьюзи Кватро. На флейте пыталась играть девушка Сергея, место скрипача занял бывший одношкольник, который закончил музшколу по классу скрипки. Впрочем, несколько песен в таком составе были отрепетированы, даже где-то показаны. И произошла первая рокировка – Наталья взялась за флейту сама, так не могла больше выносить "беспомощного дудения", а скрипач-неумеха привел более или менее профессионального клавишника – Александра Лытюгу, заложив тем самым краеугольный камень в фундамент будущей группы. Чехарда с басистами и барабанщиками продолжалась долго. Как-то параллельно случились два судьбоносных события. Первое – пробовали очередного барабанщика который не подошел. Однако он привел на репетицию композитора – Сергей Пилютикова. Вторым судьбоносным фактом стала идея взять в группу консерваторского скрипача Владимира Свириденко, и он выгодно отличался от всех прочих, как техникой, так и звукоизвлечением. Группа зазвучала уже совсем прилично. К тому же С.Пилютиков привел бас-гитариста – Александра Иванова, занявшего свой пост на долгих 6 лет. Он был вполне самоуверен и ратовал за джаз-рок и фьюжн в группе, на бас-гитаре играл вполне пристойно. К лету 1988 года определились с барабанщиком, пригласив еще одного ветерана харьковского рок-движения, в прошлом барабанщика группы "Клуб Никотин" - Игоря Юрченко, у которого были хорошие барабаны. Он как раз барабанил легко и вычурно, к тому же прекрасно вписался в компанию математика С.Кривули, радиофизика А.Лытюги, студентов Натальи и В.Свириденко и активного, но необразованного А.Иванова. Короче, бэнд был практически готов действовать.
В конце июня 1988 года решили пройти аттестацию для получения разрешения вести концертную деятельность. Играли полу-акустику с барабанами. Так вот, когда группа уже вышла на сцену Дворца студентов ХПИ (Харьковского Политехнического института), где происходило аттестация, комиссия логично спросила, как все-таки называется коллектив? Тут-то С.Кривуля и выпалил – "Отдел кадров"! Так и повелось на долгие годы. Аттестацию прошли на ура, о чем получили соответствующий документ. Довольно скоро он стал ненужным, но пару раз выручил.
Группа почувствовала силу и рванула вперед. Во-первых, купили цифровой ревербератор – вещь тогда редкую, но крайне необходимую. Во-вторых, начали строить свой аппарат, пригодный для выступления, в-третьих, А.Лытюга сделал странную покупку – клавинет. Беда в том, что, желая привести его в порядок, новый хозяин его разобрал, почистил, но вот собрать его обратно не смог. Стоит сказать, что посильную помощь оказывали институтские друзья С.Кривули – Юрий Белотицкий, ставший первым звукорежиссером группы, правда довольно его быстро сменил Юрий Коробко, а позднее Сергей Подольский, ставший опорой коллектива на долгие годы. Первый концерт организовали в общежитии биофака ХГУ (Харьковского Государственного университета). Играли акустику, но в полном составе – И.Юрченко самозабвенно дубасил по бонгам. Концерт записан в достаточно приличном качестве и является первой стороной "живого" сборника группы - "Живее всех живых!". Удачные аранжировки и хороший звук тут же вывел группу "Отдел кадров" в лидеры харьковского рока, появились поклонники. На подъеме записали альбом "По следам реликтовых рыб". Концертировали в то время достаточно плотно, выступая в ВУЗах, на открытых площадках города, общагах. Был смешной концерт во дворце пионеров. За деньги! Обещали полный зал старшеклассников. Выйдя на сцену увидели полный зал пионеров 10-12 лет. Дети мало что поняли, но им понравилось, а вот кто-то из педагогов накатал телегу на низкий идейный уровень. Вот тут-то и спасла заветная бумажка об аттестации, избавила от совершенно лишних хлопот. Тогда сильно помогал старый приятель Сергея – Юрий Сакаев. Собственно, он и устраивал более или менее регулярные платные выступления группы "Отдел кадров".
Зимой 1989 года группа "Отдел кадров" впервые появилась на Харьковском ТВ в двухчасовом ток-шоу с четырьмя песнями. С.Кривуля, А.Иванов, А.Лытюга и Наталья сидели в студии в окружении подростков и умничали. Весной у группы появился свой директор – молодой, но крайне деятельный Александр Маймин. С помощью "Красного Креста" сняли первое видео, ибо клипом это назвать было сложно. Снимали на улице, в антураже деревянной крепости, построенной на детской площадке. Эта запись погибла от рук литовских телевизионщиков, чтоб им долго жилось! Они же загубили и еще один раритет – две песни, снятые в студии гостелевидения.
Еще одна важная веха – попытка издания пластинки. Директор А.Маймин взял свежую копию альбома и полетел к Андрею Тропилло, ставшим на тот момент директором филиала ленинградской фирмы "Мелодия". В итоге, пару недель спустя, он вернулся с приглашением группы "Отдел кадров" на фестиваль журнала "Аврора" и собственно с А.Тропилло для подписания контракта на месте. Собрались у С.Кривули дома для эпохального знакомства. Пьянка привела к мордобою С.Кривули и А.Тропилло. Это было фиаско! А жизнь шла своим чередом, фестиваль "Аврора" никто не отменял. Группа готовилась, репетировала и ждала. С.Кривуля с А.Майминым слетали в г.Ленинград – прощупать ситуацию. В сентябре вся группа "Отдел кадров" вылетела в на фестиваль. Поездка была веселой. Поселили вместе с другими музыкантами в Карелии на турбазе, возили на концерты автобусами, далековато, конечно, но карельская природа вполне компенсировала такие мелочи, как холод и дальность. В этой поездке группа и проявила себя, как вполне органичный единый организм. По соседству жили музыканты из Свердловска - "Водопады имени Вахтанга Кикабидзе" - курили траву, "Агата Кристи" чем-то явно долбилась и "ЧайФ" крепко бухали, тогда вполне молодые группы. Группа "Отдел кадров" оказалась вполне умеренной, зато самой шумной из них. Веселились, как могли – жарили шашлыки, пили все, что могли купить, плясали у костра и так далее. Веселились от души. На фестивале отыграли в общем неплохо, но тут сказался конфликт с А.Тропилло, поставили группу играть в "металлический" день, который к тому же не снимало телевидение. В итоге все чуть не кончилось мордобоем. С.Кривуля приехал на фестиваль с двеннадцатиструнной акустической гитарой, которая очень проблематична в сценической озвучке. В итоге был взят на выступление стратокастер Паши Павлова – лидера харьковской группы "Шок". В ходе исполнения блюза "Козлы" С.Кривуля вдруг увидел юного зрителя в панковском прикиде, который пытался стырить со сцены чужой овердрайв, невзирая на концерт. Понимая, что потерю примочки ему не простят, он совершив вполне футбольный кульбит, отправил обратно незадачливого панка. Банкет удался лучше, чем концерт – шашлык был прекрасен, бухла вышло более, чем вдоволь. Пили, ели, пели и плясали. Барабанщик поразил всех талантливым исполнением романса, чего от него никто не ожидал.
А в г.Харькове все пошло наперекосяк. От А.Лытюги ушла жена и это выбило его из колеи чуть ли не на год. Группа ждала его, терпя все мыслимые неудобства. Второй потерей стали барабаны И.Юрченко. Вернее, продал-то он их сам, с благой целью, купить фирменную установку "Премьер". Продать-то он продал, но купить сразу ничего не смог, не так это было просто в то время. С.Кривуля, спасаясь от статьи за тунеядство, поступил учиться в аспирантуру, параллельно работая в программистском кооперативе. Там у него была своя комната, куда тут же въехала вся группа "Отдел кадров" с аппаратом. Еще купили студийный магнитофон "Тембр", имевший несколько дорожек и 38-ю скорость, а также несколько студийных микрофонов. Отдельной гордостью было приобретение у начальника осветительного цеха Харьковского ГТРК целого ящика осветительных приборов и нескольких ящиков сменных ламп к ним. За все это богатство было отдано целых две бутылки коньяка. А.Иванов устроился на ТВ осветителем и упорно постигал премудрости ламп. А С.Кривуля, Ю.Подольский и Наталья заперлись в студии. Писались втроем, с наложениями. С.Кривуля исполнял партии вокала, губной гармошки, гитар, баса, барабанов и кое-где клавиш, Ю.Подольский отвечал за качество записи, играл на клавишах, гитаре и пел вторым голосом, а Наталье остались флейты, немного перкуссии и кое-где партия баса. Запись "Я люблю это небо", достаточно мало известна, тем не менее, мы ее любим, и она очень хорошо иллюстрирует группу "Отдел кадров" того периода.
В сентябре 1990 года группу "Отдел кадров" пригласили создать культурную программу научной конференции, заодно отдохнуть у Черного моря на полном пансионе. Конференция длилась 10 дней, планировалось всего два концерта, все предвкушали прекрасный отдых. Но на деле все вышло не очень - И.Юрченко не отпустила жена, А.Лытюга просто не явился к месту сбора. На Кавказ отправились СКривуля с сестрой Натальей и А.Иванов. При этом, аппарат был полным, взяли с собой также сценический свет. Поездка была прекрасной всем, кроме концертов. Хорошо, что там кстати оказался питерский юный гитарист, ему была поручена перкуссия, с которой он справился вполне. Изначально планировался концерт под открытым небом, на летней эстраде. Еще днем снесли аппарат, провели саунд-чек, остались весьма довольны результатом. Но тут стали собираться тучи, ливень обещал быть нешуточным. Концерт решено было волевым решение перенести в помещение библиотеки. Далее были скачки с тяжеленными колонками по горам, последние причиндалы тащили уже под проливным дождем. Концерт имел успех, хоть и выступала группа в усеченном варианте.
Примерно в это время все обзавелись новыми инструментами, А.Иванову смастерили безладовый бас гитарный мастер экстра-класса. Гитара была изваяна из красного дерева и мало того, что получилась неприлично красивой, еще и звучала прекрасно. С.Кривуля же купил первый "Лид-стар", ГДРовскую версию стратокастера, и стал упорно доводить ее до ума. Ю.Подольский приобрел микшерный пульт "Электроника-01", а Наталье справили боковую флейту. То есть, жизнь как-то налаживалась. Группа села на базу в ХИРЭ(Харьковский институт Радиоэлектроники), где были барабаны и клавиши "Ямаха". За пользование репбазой группа должна была иногда поигрывать на институтских мероприятиях. Вот тут-то и начались неприятности. И.Юрченко, работая журналистом прогуливал репетиции, а пару раз умудрился сорвать концерты, приехав на час позже. Несмотря на это был записан концерт. Ставший второй стороной альбома "Живее всех живых". Как раз в это время под влиянием А.Иванова группа играет джаз-рок и фьюжн. Решено было сменить барабанщика и найти скрипача. Барабанщика нашли быстро со своими барабанами, в коллектив он вписался с лёту. Тем более, что И.Юрченко никуда не делся, никто его не выгонял, а группа "Отдел кадров" прекрасно зазвучал с двумя барабанщиками. Эти двое прекрасно понимали друг друга и радостно раскладывали партии на две установки или на барабаны с перкуссией.
Новый скрипач также был найден достаточно быстро. Анатолий Сабокарь был студентом третьего курса консерватории и человеком с абсолютным слухом. Еще одно важное событие - А.Иванов перешел из осветителей в операторы в только что созданную телекомпанию. Работа была престижной, платили хорошо, в результате, к концу лета 1991 года, там же оказался и С.Кривуля. Начав с карьеры тележурналиста, спустя всего несколько месяцев он вырос в автора музыкальной передачи. Такая работа открывала для музыкантов новые горизонты. Вот тут-то и появились новые видеозаписи. С.Кривуля старался снимать на видео как можно больше. Работа на ТВ дала два главных преимущества – начали записывать альбом на первой профессиональной студии звукозаписи в г.Харькове. Там познакомились с молодым аранжировщиком – Геннадием Пугачевым, который впоследствии выступал с группой "Отдел кадров". Вторым событием стало получение на прокат комплекта аппаратуры – очень мощный усилитель и пару порталов. Учитывая наличие старого аппарата, группа зазвучала весьма убедительно. А.Иванов купил басовый комбик с ламповым усилителем, что также украсило звук и облегчило жизнь звукорежиссеру.
Не желающий угомониться в джаз-роковом порыве А.Иванов, стал откровенно мечтать о духовой секции, которая должна была приблизить звучание коллектива к таким группам, как "Земля, ветер, огонь" и "Чикаго". Духовики были найдены в консерватории, саксофон и труба – Олег Шведов и Алексей Моисеев. Звучание группы укрепилось и стало мощнее. Будучи профессионалами и прекрасными импровизаторами, они пускались в затейливые соло на концертах. Это сильно воздействовало на публику – два барабанщика, скрипка, флейта, духовые, плюс действительно качественный материал. Группа просто обязана была стать супергруппой. Несколько раз группа "Отдел кадров" отказывалась участвовать в больших концертах из-за невозможности поставить вторую барабанную установку и отсутствия нужного количества микрофонов на сцене. Поэтому приходилось выступать в небольших "прикормленных" клубах и на свой базе – в ХИРЭ. Там было время и возможность выставить аппарат.
В это период С.Кривуля всё чаще стал выступать сольно или с флейтой, скрипкой и перкуссией. Сольно он играл в г.Ленинграде, ездил в г.Москву и г.Запорожье, один участвовал в различных ТВшоу. Надо сказать, это нервировало остальных членов группы, А.Лытюга как-то обиженно спросил: – "Во имя чего все, если на улицах узнают тебя одного?". Но беда была в другом – большую группу стало нелегко содержать, тем более выезжать с ней на концерты. Записи никто не распространял, ленились. Для работающих С.Кривули, А.Иванова, А.Лытюга и Натальи концертирование не было основным источником дохода, а духовики и скрипач, будучи профессиональными музыкантами, конечно были недовольны. Поэтому, после года мытарств, трубачи тихо исчезли. А.Иванов все чаще принимал участие в каких-то проектах. Зрел разрыв. С.Кривуля все больше хотел взять в группу второго гитариста, чтобы полностью переключиться на акустическую гитару. Это желание окрепло окончательно после покупки им акустического "Овейшена" у Евгения Маргулиса в 1993 году. Не прибавило спокойствия и то, что в записи альбома "ОтделКа дров" почти все партии клавиш сыграл Геннадий Пугачев. И.Юрченко полностью окунался в журналистику, все реже появляясь на репетициях. Развал усугубился попытками переманить Ю.Подольского в еврейский театр. Попытки увенчались успехом. Он ушел, прихватив с собой микшерный пульт и "кишку" с проводами.
А.Иванов ушёл в группу "Капитан Крюк", но этого ему показалось мало, он потребовал часть аппарата, в чем ему было вежливо, но твердо отказано. Но группа "Отдел кадров" трещала по швам. С.Кривуля искал новых музыкантов. Помог Александр Ярмак, приведя сразу двух участников своей бывшей группы - гитариста Владимира Бугая и басиста Игорь Некрасов. В 1994 году играли акустический концерт полным составом. Концерт проходил в музее авиации и на него приехали давние друзья группы с модного тогда "Радио-50", нагруженные аппаратурой, и записали концерт. Чуть позже этот концерт "Играй рок-н-ролл!" был издан на кассетах. В том же году музыканты участвовали в большом фестивале "Успех-2000" с Г.Пугачевым на клавишах. К фестивалю записали пару новых песен: боевик "Дорога на север" и околокельтскую балладу "Можжевеловый дым". У группы снова появился директор – владелец студии звукозаписи Сергей Калмычков. Но с директорами группе всегда не везло, ленивый и авантюрный С.Калмычков, как водится, сделал массу бесполезных телодвижений и исчез с горизонта, прихватив деньги группы, полученные от спонсора на съемки клипа.
В тот же период музыканты пытаются найти администратора в г.Москве, дабы уехать туда на ПМЖ. Переговоров было немало, но из этого ничего не вышло. Новой базой в г.Харькове стал "Музей авиации и космонавтики". Вернее, его подвал. С благословения директора музея, было решено построить там студию, заодно с репетиционной точкой. Этим проектом вплотную занялась жена С.Кривули. Что было большой ошибкой, так как никакие отношения с музеем не были официально зафиксированы. Тем не менее помещение отремонтировали, перевезли туда аппарат и даже репетировали некоторое время. Снова вернулся И.Юрченко и даже купил барабаны, которые и водрузили в инструментальную комнату. А.Лытюги, как всегда, было не на чем играть, все эти годы он хотел приобрести "Ямаху ДХ-21", а пока играл на чужих клавишах. Потом С.Кривуля взял у своего бывшего клавишника "Электронику-25". Поэтому на всех концертах того периода с группой играл Г.Пугачев. Да и с барабанщиками дело обстояло неважно, И.Юрченко хоть и купил барабаны, появлялся в студии крайне редко. Пригласили Олега Мирошниченко – юный барабанщик, обладавший хорошей техникой и скоростью. Подготовили новые песни, которые звучали проще и мощнее старых. В ноябре состоялся гала-концерт на главной площади г.Харькова. Кроме группы "Отдел кадров" выступили группы, в том числе "КПП", "Капитан Крюк", "Неприкасаемые" Гарика Сукачева.
В 1995 году все и закончилось. Все разбрелись по углам, С.Кривуля стал выступать один, без ансамбля. На этом история группы "Отдел кадров" закончилась.
Историю группы рассказал Сергей Кривуля. Фото Юрия Подольского.
|