О сайте Правообладателям Ссылки

Главная

Новости

Поиск групп

Рок - оперы

Видео

Публикации

Написать

Поделиться

































группа "Неоретро"

год создания - 1986

Костомукша (Карельская АССР)

         Группа "Неоретро" была создана Артуром Ефремовым в сентябре 1986 года. Но датой рождения группы считется 6 декабря 1986 года, когда группа дала свой первый концерт в костомукшском ДК "Дружба". В первоначальный состав группы вошли:
         Аркадий Котой - ударные;
         Артур Ефремов - клавишные, вокал, музыка, тексты;
         Андрей Зайцев - бас-гитара;
         Владимир Сивуха - саксофон;
Помимо ненавязчивой ритм-секции в группе использовались скрипка и аналоговый синтезатор, издающий звуки, похожие на звучание детской игровой приставки "Дэнди" и пан-флейта, выточенная А.Ефремовым из эбонита по образцу ная - молдавской многоствольной флейты. По словам Александра Кушнира, "музыка группы "Неоретро" задевала за живое и грела душу, напоминая добрые и грустные мелодии промокшего под проливным дождем старого шарманщика".
         Весной 1987 года группа записывает альбом "Осязание".
        В феврале-марте 1988 года коллектив участвовал в I Карельском республиканском фестивале, по итогам которого "в верхний эшелон карельской рок-иерархии мощно ворвалась группа из города Костомукши". По мнению Артемия Троицкого, "Оригинальное видение „Неоретро“ синтезировано на основе лучших достижений ленинградской и свердловской школ, спроецированных на классическое наследие группы "Jethro Tull". В том же году группа отправила Александру Житинскому в г.Ленинград компиляцию альбомов "Осязание" и "Провинциальные сюжеты" для участия в конкурсе организованным журналом "Аврора", на котором музыканты получила диплом III степени. Отличительной особенностью музыки группы являлось полное отсутствие гитары на записях.
         В 1989 году группа записала свой третий альбом "Резуз-фактор".
        Посетители нечастых концертов считали "Неоретро" группой откровенно антишлягерной - с явными тенденциями к утонченному издевательству по отношению к "настоящему року". Это было действительно так. В конце восьмидесятых они выходили на сцену в свадебных костюмах 10-15-летней давности. Скромные и непредсказуемые, они поражали публику непривычной статичностью и переизбытком "плохих песен про любовь". Все это происходило на фоне электронной безысходности новой волны, камерного вокала А.Ефремова и изысканной декадентской поэзии. Период 1987-1989 годов лидер группы "Неоретро" А.Ефремов называет "пиджачно-бабочным".
         Во время участия в музыкальном конкурсе "Тонарт-89" отношения между участниками коллектива накалились до предела: часть музыкантов видела в группе лишь источник дополнительного дохода. В итоге из группы ушли саксофонист и барабанщик. На вакантные места А.Ефремов пригласил немногословную скрипачку Яну Гущину, а за барабанную установку был посажен Сергей Зуев, – до того руливший световым и микшерным пультами. Позже С.Зуева призвали в ряды Советской армии, и на его месте сел Игорь Рабин - типичный подросток-неформал, обожающий группу "Depeche Mode" и воспринимающий слово "дисциплина" как ругательство.
         В музыкальном плане для песен периода 1980-х годов был характерен "неожиданный синтез рока, декаданса начала века и советского песенного официоза времен застоя".
         Параллельно первым планово-профилактическим репетициям А.Ефремов сидел ночами на кухне и размышлял над новой концепцией группы - новым стилем, новым звучанием, новым имиджем. Картина окончательно прояснилась зимой 1990 года, когда группа "Неоретро" попыталось создать синтез мелодичной акустики и минималистских электронных клавиш. Источником вдохновения можно было считать творчество Джона Фокса, а точнее - его альбом 1980 года. Плюс масса иных музыкальных влияний - от восточных мелодий до баптистского хорала "Rivers Of Babylon", впервые процитированного Манфредом Манном еще в середине 70-х годов.
         Первые экспериментальные потуги выглядели плохо. Корни минимализма объяснялись как проекция интеллектуальных и исполнительских возможностей на инструментальную базу. Совершенно случайно музыкантам попался архаичный компьютер YAMAHA CX5 (1983 г.) с массой возможностью и руководством пользователя на безупречном японском языке. Несмотря на сложности и ограничения, А.Ефремов и И.Зайцев записали на этом устройстве всю ритмическую канву своего следующего альбома. "Нам не хотелось прыгать выше головы, не хотелось извлекать внешне эффектные и абсолютно пустые звуки, - вспоминает А.Ефремов. - Мы всегда помнили о том, что группа "Неоретро" - это вещь в себе". Основу нового альбома "Грубые удовольствия для тонких натур" составлял стандартный набор рок-текстов: немного одиночества ("Поиски светлой любви"), немного секса ("Алиби"), чуточку религии ("Тростник"), урбанистические настроения и сюжеты, общая неудовлетворенность и личная неприкаянность. Плюс несколько абстрактных образов, навеянных прозой братьев Стругацких и К.Оруэлла. Открывала альбом сыгранная на стринг-пиано "Vermona" депрессивная баллада "Поиски светлой любви", сопровождаемая прямо-таки наждачным соло Яны Гущиной на скрипке. Следом идет "Козлиная баллада" - одна из лучших антиперестроечных песен группы, в основе которой лежит редкий для творчества группы "Неоретро" философско-социальный подтекст. Звучание инструментов умышленно доведено до козлиного. За хитообразным техно-фокстротом "Поцелуй на прощанье" следуют посвящение близлежащему городу Петрозаводску "Deja Vu" и "Верни мне фотографию" - реальная история двух рассорившихся любовников. Сюрреалистичный электронный буги "Алиби" был умышленно передвинут со второй позиции (в первоначальном варианте) почти в самый конец альбома, чтобы более рельефно подать увенчанный вздохами флейты "Тростник":
         "Ветер тронул тростник - звук возник
         Медное солнце грохнуло оземь
         Не счесть сколько раз
         Пока первый из нас
         Исторг свой единственный стих
         В мычательной прозе".
Финальный этап записи состоялся спустя несколько месяцев, когда из армии вернулся звукорежиссер группы "Неоретро" Владимир Кейбель и половина альбома была попросту переписана с более жестким звучанием ритм-секции и с применением самопального бас-синтезатора. Когда альбом был готов, Сергей Демидов занялся его тиражированием для нужд местного рынка. Альбом "Грубые удовольствия для тонких натур" А.Кушнир включил в антологию "100 магнитоальбомов советского рока".
         Судя по всему, подсознательной стратегией в альбоме стало разрушение инерционного реноме "старого доброго "Неоретро". И, по всей видимости, объективно это сделать удалось, поскольку карельское радио раскритиковало альбом в пух и прах. Зато "международные успехи" были значительно весомее. Музыканты группы "Неоретро" в очередной раз были отмечены журналом "Аврора" и, выступив в г.Ленинграде на рок-фестивале "Аврора-90", оказались на страницах "Российской музыкальной газеты" в тройке "приятных моментов" данной акции.
         Но вряд ли кто-то еще заметил их достижения - уж слишком далеко расположены карельские леса относительно "крупных промышленных магистралей". Находясь в стороне от мировых рок-революций, группа вынуждена была направлять все силы на элементарное выживание. Во время одной из богемных пьянок А.Зайцев разорался в адрес А.Ефремова: "Ты такую херню пишешь, а мы такую херню играем!" Типичный творческий конфликт с единственным и очень тихим исходом: из квартета получилось трио, а левая рука А.Ефремова и секвенсор заменили бас-гитару.
         В 1994 году группа "Неоретро" выпустило новый альбом "Лицо из глины", а спустя еще пару месяцев - "Sэкoндхэнд хэрриnэss" ("Подержанное счастье"). Этот альбом был переиздан на компакт-диске, но остался опять-таки почти незамеченным за пределами северных регионов. Еще один "вакуумный поцелуй", в очередной раз направленный в бездонную пустоту молчания и забвения.
         Байка от музыкантов.
6 декабря 1986 года на первом выступлении коллектива в костомукшском ДК "Дружба" лидер группы Артур Ефремов предложил немногочисленным зрителям высказать своё мнение касательно творчества группы "Неоретро". К сцене подошёл мужчина средних лет, которому понравился концерт, и попросил музыкантов исполнить какую-нибудь песню из репертуара ВИА "Сябры". Ефремов ступил и объяснил, что не знает такого музыкального коллектива. Чем очень расстроил немногочисленную аудиторию.

По материалам книги А.Кушнера "100 магнитоальбомов советского рока".



Дискография

Видео

Фотогалерея


Алиби

Верни мне фотографию

Игра в дурака

Немое кино

Отсутствие души
Отягощенные злом

Поцелуй на прощанье

Реквизит

Тростник












Рейтинг@Mail.ru

Copyright © "Группы СССР" 2009 · © В.Володин 2009(контент) · © О.Удовенко 2011 (дизайн) ·

·301016