Москва
Группа "Доктор" была сформирована в 1983 году, совсем молодыми ребятами - Дмитрием Кутергиным и Сергеем Сулименко, игравшим до этого в школьной группе "Люцифер". Они вместе учились в музыкальной школе по классу скрипки, потом занимались в джазовой студии ДК "Москворечье", играли джаз, а в 1983 году организовали группу, исполнявшую электронную "новую волну". Над музыкантами этого поколения уже не висела дамокловым мечом икона битлов, как над старшими музбратьями, что и уберегло группу "Доктор" от проторенной зашоренной дороги стандартного гитарного рок-мышления. Новые ориентиры открывали новые горизонты, новые идеи требовали нового подхода. К группе присоединились Кирилл Панченко. А по скольку с синтезатором в г.Москве были проблемы, он привел в группу Артема Артемьева, сына главного электронного композитора СССР Эдуарда Артемьева. Последнее обстоятельство и сыграло решающую роль в возникновении группы. К творческому потенциалу Д.Кутергина добавился комплект настоящих синтезаторов, взятых Артемом Артемьевым "напрокат" у отца, и возникла бинарная смесь, которая и взорвалась яркой и короткой вспышкой нескольких альбомов.
Новая группа получила название "Доктор". Время оставило свой след и в этом названии. В 1984 году в г.Москве не состоялось ни одного рок-концерта. И видимо, молодые ребята, входя в жизнь, интуитивно чувствовали, что общество нужно срочно лечить
В 1984 году был записан магнитофонный альбом "Знакомые лица". Вспоминает С.Сулименко - "Юрий Севастьянов писал за свой счет разные группы, а потом наложенным платежом, через почту, рассылал эти записи по всей стране. Когда я позвонил Ю.Севастьянову, тот будто уже ждал звонка. "Я сказал, что у нас есть группа и что нам надо записаться, потому что у нас - офигенные песни. - На самом деле песни были еще абсолютно не готовы, но Юра тут же сказал: "Хорошо, ребята, приезжайте, я вас запишу…" - и мы отправились на "Войковскую", в какой-то заброшенный дом культуры. Приехали на запись. А.Артемьев взял у папаши крутые синтезаторы, а пользоваться ими не умел, поэтому сначала у нас ничего не получалось. Но со второго-третьего захода мы, все-таки, записали песен пять. За неделю до нас Юра Севастьянов в том же ДК записывал группу "Браво": шесть песен, которые в общей сложности звучали меньше двадцати пяти минут. К этой записи он присоединил альбом группы "Доктор" и сразу же начал их тиражировать. В дальнейшем были дописаны еще четыре композиции. В записи магнитоальбома "Знакомые лица" принял участие также гитарист Константин Чичагов, в дальнейшем отошедший от активной музыкальной жизни.
С начала весны в московском рок-сообществе был брошен клич: "Все в рок-лабораторию!" В середине апреля в Московском Доме самодеятельного творчества на Большой Бронной должны были состояться прослушивания самодеятельных рок-коллективов. Накануне этого события музыканты, приглашенные на прослушивание, собрались дома у С.Сулименко. Среди присутствовавших были - Петр Мамонов, музыкальный критик Татьяна Диденко, "подпольный писатель" Александр Агеев, приятели из группы "Ночной Проспект" и многие-многие другие. Всего собралось человек тридцать. Идти ли на прослушивание? Наконец, решили: идти! Хотя многие пугали смельчаков, что их там всех перепишут по головам, а потом - посадят. Чтобы не испытывать судьбу, Д.Кутергин решил всё-таки несколько изменить слова песен. "Нам сказали, что все должно быть причесано, цивильно, и не надо ничего экстремального, - вспоминает С.Сулименко. - Ну, раз надо цивильно, значит, - решили мы, - попробуем сыграть цивильно. Но не очень это получилось…" Впрочем, никаких арестов и даже "телег", отосланных рокерам по месту работы или учебы, не случилось. Только Артемьева-папу вызвали в партком Союза композиторов и сказали, что если его сын не прекратит заниматься роком, то у папы будут большие проблемы по партийной линии, что автоматически повлечет за собой проблемы с выездом за границу. Артемьев-старший провел с сыном разъяснительную работу, после которой Артемьев-младший оставил мечту стать рокером.
Тогда же С.Летов привел Д.Кутергина и С.Сулименко домой к идеологу рок-подполья, лидеру группы "ДК" Сергею Жарикову. Свежая фантазия наших героев пришлась по душе старому подпольщику, и С.Жариков, по достоинству оценив философию звука данного проекта, познакомил наших героев с Николаем Данелия, сыном знаменитого кинорежиссера. Он искал группу, которая могла бы сочинить музыку для его фильма. Сначала он хотел, чтобы это сделал С.Жариков, но тот наотрез отказался, взамен порекомендовав группу "Доктор". Через пару недель группа отправилась на "Мосфильм", где приступили к записи музыки для фильма "Эй, Семенов!". Правда, работа была прервана в самом интересном месте: оказалось, что Н.Данелия заказал в студии только одну смену - восемь часов. В итоге полностью готовыми к употреблению были лишь двадцать минут музыки, но и этого с лихвой хватило на весь фильм. Удача вдохновила музыкантов на новые записи. Мощный поток фантазии подхватил их на свои крыла. Они дописали первый альбом и тут же записали новый - "Охота за мыслью".
Тогда же начинаются "живые" концерты группы, в которых принимают участие музыканты из группы "Люцифер". Постоянным участником концертов группы "Доктор" был известный авангардный саксофонист Сергей Летов. Но вот с выступлениями случились часто проблемы. Дело в том, что на запись первого альбома С.Сулименко пригласил знакомого фотографа Толика Азанова, который охотно нащелкал множество разнообразных кадров. А потом, под Новый год, одна из тех фотографий вышла на обложке английского журнала "Observer", а под ней красовалась подпись: "The Face of Russian Rock" ("Лицо русского рока"). После такого "подарка", разумеется, начались у группы проблемы с концертами: предложения поступали регулярно, но все выступления как-то вдруг отменялись. В итоге группа дала всего лишь четыре концерта: один - в "Кофейне" в г.Долгопрудном, два - на биофаке МГУ, и еще один - на прослушивании в Московской рок-лаборатории. А в общежитии полиграфического института музыкантов арестовали перед концертом, даже не дав выйти на сцену. Там, правда, постоянно "свинчивали" концерты, причем делали это сами студенты, которые жили в общаге, в основном - приезжие с юга. Вот и тогда они понабежали: "Что вы здесь делаете?!" - "Мы музыканты!" - "А почему вы здесь шампанское пьете?" - "Да мы потихонечку, культурно!" - "Так! Все закрыто! До свидания!"
1986 год начался с новой радости: фильм "Эй, Семенов!" вышел на экраны кинотеатров страны. Музыка, которая была записана для фильма, стала основой для нового магнитофонного альбома "Кома". Чтобы довести этот альбом до нужного сорокаминутного формата, музыканты дописали еще несколько композиций. "В "Кому" вошла та фонограмма, которую мы писали для фильма, - рассказывает С.Сулименко, - и еще параллельно, где-то на Пушкинской площади, рядом с Елисеевским магазином, на базе у легендарного Фомы Гайдара, мы за ночь записали еще кусок на стихи французских поэтов Артюра Рэмбо и Поля Элюара. Нам помог Сашка Бармаков, который был там как бы смотрящим за оборудованием. Там же у нас должен был быть концерт, который опять закрыли. Он даже не начался. Мы приехали, а там все закрыто…". Также был записан цикл песен совместно с вернувшимся Артемом Артемьевым.
Крах группы наступает внезапно, бытово и банально. Казалось, все шло хорошо. Группы "Доктор" готовится к Отчетным концертам Московской рок-лаборатории, как вдруг в 1987 году С.Сулименко забирают в армию, Д.Кутергина приглашают играть в "Ночной проспект", группа распадается естественным образом. После возвращения в 1989 году С.Сулименко, в стремительно меняющихся условиях существования группа "Доктор" пытается возродиться, но, если и в более творчески благоприятные ранние годы они не пользовались моральной поддержкой в виде народной востребованности, и единственным стимулом к деятельности был инстинкт творчества, то в веселой вакханалии уже оформившихся "монстров советского рока" и "чудовищ русской попсы", группа "Доктор" просто исчезает. Попытка встроиться в новые потоки, конечно, была, как и у многих других. Эти отчаянные и самодеструктивные попытки использовать свои музыкальные способности, чтобы попробовать достигнуть, казалось бы, справедливой популярности у широких масс, осуществляли тогда, на переломе 80-х и 90-х годов, многие. И сгубили эти попытки тоже многих. Музыканты группы "Доктор" тоже не удержались и записали альбом конвенциональных песен "Я сотру твой альбом", в том числе перепев по новомодному многие старые свои вещи, видимо, не понимая, что ценность их заключалась не в том, что пелось, а именно в том, как это игралось. От этого альбома, впрочем, никому не стало ни холодно ни жарко, и история интереснейшей группы завершилась.
Правда, в 1994 году С.Сулименко и Д.Кутергин вновь объединились под новым названием - дуэт "Бульон" и дали несколько успешных концертов в рок-клубах столицы, но дальнейшего развития этот проект не получил. В 1995 году Д.Кутергин увлекся классической музыкой, оркестровыми аранжировками и, покинув группу "Ночной Проспект", занялся сольной карьерой.
Байки от музыкантов:
"Однажды осенним вечером С.Сулименко позвонил "подпольный писатель" Александр Агеев. Весьма удивившись тому, что застал его дома, он спросил: "А что ты тут делаешь? Вас Стинг в Питере ищет!". До сих пор неизвестно, была это "телега" или Стинг действительно приезжал в г.Ленинград в поисках группы "Доктор". По некоторым сведениям, лидер группы "The Police" находился в тот момент в г.Ленинграде, но интересовался ли он нашими героями или цель его приезда была иной, неизвестно. Д.Кутергин до сих пор считает, что это - розыгрыш А.Агеева, который горазд на подобные шутки. А почему бы так не могло быть и на самом деле? Тогда почему Стинг искал группу "Доктор" именно в г.Ленинграде? Как бы то ни было, но встретиться со Стингом, к сожалению, не удалось.
По воспоминаниям С.Сулименко
|
Дискография
|