О сайте Правообладателям Ссылки

Главная

Новости

Поиск групп

Рок - оперы

Видео

Публикации

Гостевая

Написать
































группа "Трубный зов"

год создания - 1980

руководитель -
Валерия Баринов

Ленинград

         По воспоминаниям самого Валерия Баринова - в ту пору 30-летнего хиппи - идея синтеза рок-музыки и христианских ценностей родилась у него в голове еще в середине семидесятых: "В 73-74 годах я стал верующим и начал молиться: "Какой мой путь?" Господь четко направил меня: "Действуй в рок-музыке. Это самый эффективный метод воздействия на молодежь". Господь подсказал мне название группы и направил меня в том, чтобы дать миру несколько трубных зовов". Название "Трубный зов” тоже пришло свыше.
         Вплоть до конца семидесятых годов В.Баринов экспериментирует с "комбинированными композициями": религиозные тексты накладывались на мелодии группы "Pink Floyd", а стихи, к примеру, Е.Евтушенко совмещались с музыкой самого Баринова. Параллельно продолжался поиск музыкантов-единомышленников - до тех пор, пока В.Баринов не знакомится с шестнадцатилетним Сергеем Тимохиным, игравшим на бас-гитаре и разделявшим христианские идеи В.Баринова, несмотря на 11 лет разницы в возрасте. Позднее к ним присоединился клавишник Сергей Надводский, игравший до этого в оркестре одного из ресторанов на Невском проспекте. Местом репетиций группы "Трубный зов" служил небольшой полуразвалившийся дом в поселке Петрославянка под г.Ленинградом. Только там В.Баринов мог чувствовать себя в относительной безопасности. Дело в том, что, будучи необычайно общительным человеком,он привлек к себе внимание органов не столько религиозной деятельностью, сколько чересчур активными (по их компетентному мнению) контактами с Западом.
         Помимо покровительства духовной сферы, участники проекта рассчитывали на материальную помощь из-за рубежа. В.Баринов, как все тогдашние рокеры, с надеждой взиравший на Запад, где свято чтили свободу совести, постарался завязать с приезжавшими в союз христианами обширные, контакты. Хотя пришлось и поплатится за это персональной "опекой" КГБ, связи действительно помогли. За непродолжительное время группа "Трубный зов" была укомплектована первоклассными инструментами. Так, Клифф Ричард, звезда английской поп-музыки, пожертвовал им гитару "Stratocaster", которую доставила приехавшая на гастроли рок-группа американских, христиан "Living Sound". Баптистская церковь на Западе предоставила в распоряжение бедным советским собратьям ультрасовременную студию в г.Таллинне, где имелся 16-канальный микшерный пульт, 8-канальный магнитофон "Tascam", мониторы и прочее редкостное для совдепа оборудование. Большая часть этой аппаратуры попала в церковь Свято́го О́лафа контрабандным путем, предположительно - по баптистским каналам из соседней Финляндии. Съездивший в г.Таллин В.Баринов не только ознакомился со студией, но и в очередной раз блеснул организаторскими способностями. В считанные дни он рекрутировал в состав группы "Трубный зов" местных музыкантов и вернулся в г.Ленинград вместе с эстонскими музыкантами - барабанщиком Райво Таммоя и гитаристом Мати Кивистиком. На базе в поселке Петрославянке группа доводит до ума написанные В.Бариновым композиции, с которыми зимой 1982 года группа выезжает в г.Таллин на запись. Незаменимое содействие музыкантам оказал звукооператор "Таллинн-фильма" Уно Лоорис.
         Тем временем ситуация в самой Эстонии изменилась к худшему. Советская власть стала проводить активную антирелигиозную политику. Потому запись происходила в обстоятельствах, строгой конспирации. Оборудования перевезли на хутор Алавере, отрезанный от внешнего мира. В этом были свои плюсы, но и существенные минусы. Добраться туда было действительно трудно. О дате сбора договаривались условным шифром, из-за чего происходили нестыковки. Всю провизию приходилось брать заранее, что создавало довольно аскетическую обстановку. Правда, когда студию окончательно разместили, жилище стало напоминать не заброшенную лесную хижину, а настоящую исследовательскую лабораторию. Группа "Трубный зов" стала первой нелегальной группой с подобным техническим потенциалом. Оперу планировали выпускать в двух языковых вариантах. Вначале были записаны инструментальные партии и английский вокал. К тому же русские музыканты не хотели подставлять эстонцев: не зная английского, те до последнего момента не подозревали о религиозном содержании песен. "Тогда нам было чего опасаться, поскольку ничего подобного никто в стране не делал. Мы не сидели на хуторе безвылазно, а ездили туда из г.Ленинграда раз, наверное, пятьдесят" (С.Тимохин). Для оплаты вояжей приходилось специально подрабатывать - С.Тимохин, например, занимался пошивом джинсов и курток.
         Большинство музыкальных идей принадлежало главному зачинщику проекта В.Баринову, хотя он и не имел музыкального образования: "Я объяснял, что надо играть на уровне настроения и набросков мелодии. Эстонцы оказались довольно профессиональными ребятами, поэтому в выборе аранжировки им давалась полная свобода". После прослушивания копии на магнитофоне создавалось впечатление, что играет запись с грампластинки, выпущенной фирмой “Мелодия". Качество приобрело вскоре первостепенное значение: альбом распространялся подпольно и если бы демо-копия оказалась неважной, то он вo многом лишился бы своего очарования.
         Группу необходимо было легализовать, чтобы иметь разрешение на концерты и распространение христианских идей во время выступлений. "Я предложил музыкантам два варианта, - вспоминает В.Баринов. - Первый заключался в том, что если мы уповаем на всемогущего Бога, то пойдём вместе до конца и поставим свои подписи под воззванием правительству. Второй вариант давал возможность музыкантам уйти в сторону, а договариваться с властями в таком случае буду я один. Если договорюсь, - мы начинаем играть концерты. Если нет, - ответственность за всё понесу только я". Был избран второй вариант, но к В.Баринову присоединился ещё С.Тимохин. В "Открытом обращении к президиуму верховного Совета СССР", между прочим, говорилось: "...перед лицом Всемогущего Бога и перед лицом Его воли мы просим официального разрешения выступать с религиозно-музыкальной программой в концертных залах нашей страны. Эту программу мы записывали неофициально, опасаясь преследований вопреки Конституции, но мы верим, что вы не против верующих, так как мы стоим за любовь, за справедливость и мир во всём мире. "Утопизм участников проекта был огромен, но не беспределен. Перед тем, как, отправиться на собеседование к уполномоченному по делам религий, В.Баринов съездил автостопом до г.Киева, где через надёжных людей передал копии альбома на радиостанции "Голос Америки" и "BBC". Там только ждали сигнала, чтобы запустить музыку в эфир.
         Ленинградский уполномоченный решил избежать ответственности и попросту отказал музыкантам во встрече. Тогда В.Баринов и С.Тимохин задумали добиться правды у самого генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева. Однако их уже караулили на Московском вокзале и арестовали вместе с плёнкой, "Обращением" и религиозной литературой. Официальный путь переговоров с властью оказался малоэффективен, поэтому в середине 1983 года В.Баринов даёт контрольный звонок, на Запад. Друзья вспоминают, что когда семья В.Бариновых слушала первую передачу с песнями оперы по радио "ВВС", Валерий был на грани слез, а его жена, не стесняясь окружающих, плакала. Свершилось то, к чему он шел целых 10 лет. Что ждало впереди, было известно одному Богу. Трансляция песен группы "Трубной зов" произвела настоящий бум среди отечественных фанатов рок-музыки. Размноженная на катушках, она подпольно распространялась студиями звукозаписи, приобретая миллионную аудиторию не только благодаря религиозным текстам, но и небывалому качеству, уцелевшему даже в радиоварианте. Вызов рок-группы был по достоинству оценен и органами безопасности. Между группой "Трубной зов" и правоохранительной системой развернулась настоящая война. 11 октября 1983 года В.Баринова хватают прямо посреди города и из отделения милиции отправляют на карете "скорой помощи" в психиатрическую больницу. В психушке он пробыл 9 дней. Из них шесть — в специальной камере, где находились буйнопомешанные. Его привязали к кровати и регулярно кололи аминазин, применявшийся в СССР для лечения шизофрении. Информацию об этом сразу передали по радио. Тогда В.Баринова переводят к страдающим от алкоголизма и наркомании.
         За короткий срок альбом побил все рекорды популярности, в основном среди молодёжи. Трудно судить обо всех последствиях, которые имел выход оперы. Однако сразу бросается в глаза тотальная озлобленность не только со стороны властей, но и, со стороны презиравших "совок" собратьев по рок-цеху. Алъбом - "мёртвый", уровень игры - "нулевой”, группа - "скучная", музыка "примитивная”, и "антиэстетичная". Характер оперы разительно отличается от всего, что делалось, и до сих пор делается в рок-музыке. Прежде всего, она не служит целям самовыражения её авторов. Музыканты не навязывают слушателю своих чувств, а раскрывают в нём его собственные чувства. Так, внешняя, дисгармония перерастает во внутреннюю полифоничность.
         В разгар этих событий В.Баринов начинает сочинять новый альбом. Записывать его решили в Финляндии. Трудно поверить, но музыканты планировали перейти вдвоём государственную границу, сделать профессиональную запись, а потом... вернуться обратно в г.Ленинград, где у В.Баринова оставалась семья. Перед глашатаями Божьей воли (именно ими ощущали себя В.Баринов и С.Тимохин) открылся иной план бытия, где не было ни окриков, ни запретов. Процесс перехода границы представлялся им так: "Стали на лыжи, взяли с собой компас, помолились и пошли”... Их засекли с вертолёта где-то в Западной Карелии. Когда музыканты убедились, что их ведут, то не сделали ни шага в сторону погранзоны. Правда, это не помешало инкриминировать им попытку пересечения государственной границы: при задержании им подкинули карту пограничной территории и махорку для отпугивания собак. "Нас поймали, бросили в камеру, и там я вздохнул: "Господи! Наконец-то отдохну!".
         Наступил критический момент в самом опасном проекте за всю историю рок-движения в России. У группы, была пусть сомнительная, но слава христианских проповедников. Теперь предстоял процесс, но не по обвинению в религиозной пропаганде, а по факту нарушения уголовного кодекса. В течение года следователи допытывались у него, кто предоставил им аппаратуру, но В.Баринов никого не выдал. На суде он заявил, что его преследуют не за попытку перехода границы, а за религиозные убеждения. Приговор гласил: 2,5 года ИТЛ (Исправительно-трудовой лагерь). Для С.Тимохина ограничились двумя годами, которые он провел на Вологодской зоне в городе Сокол. А пластинка группы "Трубной зов" была уже выпущены в США (альбом разошёлся там тиражом в 100 тыс. экз.).
         Выйдя на волю в сентябре 1986 года, Баринов пробует открыть христианский центр, чтобы “послужить словом". Его манифестации в городах Одесса, Москва и Ленинград доставили органам немало беспокойства. У В.Баринова отбирают советский паспорт и предлагают покинуть страну. "Сказали — так лучше будет, мы тебе всё равно работать не дадим”. По ходатайству британского парламента В.Баринов вместе со всей семьей переехал в Англию. Следом за ним переехал М.Кивистик. С.Надводский эмигрировал вo Францию. Р.Лоорис и У.Таммоя остались в Эстонии. Тимохин основал в Питере Современную Церковь Христа Спасителя и стал её пастором. Время от времени предпринимались попытки возродить проект. Русский состав, собравшись в 1992 году, дал лишь единственный концерт в Англии.
         Идея реанимации группы "Трубной зов" принадлежит Александру Сплошнову продюсеру группы "The ARK". В 1988 году, на встрече в Белоруссии, А.Сплошнов и В.Баринов договорились о создании новой музыкальной версии группы "Трубной зов-1”, которая должна будет стать звуковой дорожкой к биографическому фильму о Валерии Баринове. Бывший бас-гитарист группы "Трубный зов" С.Тимохин и белорусский спонсор Т.Дмитрук передали группе "The ARK" многоканальную ленту с записью группы 1982-83 годов. Началась кропотливая работа по восстановлению исторического вокала В.Баринова. (Для этого была создана специальная компьютерная программа). Всё остальное, - музыка, аранжировки и партии церковных хоров, - были заново написаны и отрежиссированы композитором Андреем Старковым. Александр Николаев исполнил все гитарные партии на различных инструментах. Работа над новой версией рок-оперы длилась около двух лет. За это время А.Сплошновым был смонтирован видеоклип "Кто повинен в делах Тьмы?", выдержанный в манере трехмерной компьютерной графики. Работа над новой версией была закончена к Пасхальным праздникам 2000 года и к 2000-летию Христианства.


Дискография

Рок-опера


Dont your away

Forgive me

Ouverture - Cry out

You killed him










Рейтинг@Mail.ru

Copyright © "Группы СССР" 2009 · © В.Володин 2009(контент) · © О.Удовенко 2011 (дизайн) · © Хостинг: Contabo·

170317